Меню Закрыть

Туринская Плащаница — пятое Евангелие

Впервые о Погребальных Пеленах Господа упоминается в Евангелии когда апостолы, войдя в гробницу, увидели: «…одни пелены лежащие и плат, который был во главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте» (Ин 20: 6-7).

Как свидетельство Воскресения – эта Святыня сохранялась еще в первохристианской общине. В последствии она оказывается в Константинополе- столице «нового Рима», которую император Константин стал строить на новом христианском основании.

Письменный источник Византийского периода оставил нам ризничный императорской церкви во имя Божией Матери Фаросской – Николай Месарит. Запись эта датируется 1200 г.: «Гробные пелены Христа (entathioi sindones). Они — из льна, дешевого простого материала, еще дышащие миром, возвышающиеся над тлением, так как необъятного, мертвого, обнаженного, умащенного после Страстей обдержали».

 

Важнейшее свидетельство о Плащанице относится к 1204 году, когда после захвата города крестоносцами ее видел и оставил запись о ней – Роббер де Клари: «И среди всех прочих чудес был там еще один монастырь, который назывался именем святой девы Марии Влахернской; в этом монастыре был саван, которым был обернут наш Господь; этот саван приоткрывали каждую пятницу, так что можно было хорошо видеть лик Нашего Господа, и никто – ни грек, ни француз – никогда не узнал, что сталось с этим саваном, когда город был взят».

Таким образом, мы получаем важное историческое свидетельство о том, что Плащаница выставлялась на всенародное поклонение по пятницам, и то, что на ней отображен образ Спасителя. Это интересно с точки зрения Литургической практики, так как можно предположить, что традиция выноса по пятницам настоящих погребальных Пелен Христа в XI –XII в.в., вошла в современную

Литургическую практику Православной Церкви как чин Выноса Плащаницы на Страстную Пятницу.
Для того, чтобы верующие могли лицезреть нерукотворный Отпечаток Тела Спасителя, ткань была натянута на деревянные перекладины, след от которых был обнаружен в процессе исследований 1978 г. Интересно, что в Византийской и в Западной иконописной традиции есть образ именуемый «Муж Скорбей».

Данная иконография необычна, так как не несет повествовательный характер евангельского сюжета, вВизантии и Древней Руси это праздничная икона Великой Пятницы. На Иконе – Спаситель в полный или поясной рост: «Икона Akra Tapeinosis («Христа во гробе») представляет собой его изображённым по пояс, стоящим в гробу, на фоне креста, со склонённой главой и закрытыми глазами, с руками, скрещенными впереди или бессильно опущенными вдоль тела, и следами ран.

Образ сопровождается надписью «Царь Славы» или реже «Снятие со креста». Положение рук, головы, надписи, креста и гроба не являлось обязательными и строго фиксированным[1]». Этот образ детально отражает собой отпечаток на ткани Погребальных Пелен Спасителя.

Но самое главное, с точки зрения исторического пути святыни, это то, что в свидетельстве, оставленном современникам Роббером де Клари, говориться об исчезновении Савана Господа в тринадцатом веке из Константинополя, а это косвенным образом подтверждает подлинность обретения его во Франции в веке XIV.

В замке Лири, неподалеку от Парижа рыцарь ле Шарни, заявляет, что Погребальные Пелены Господа находятся у него. Однако он не дал четких ответов о том, каким образом Святыня оказалась у него. Известно лишь то, что предок Шарни участвовал в крестовом походе 1204 года и, можно предположить, что Святыня была им похищена и тайно сохранялась в его замке.

Не имея точной информации, Ватикан признает ее подлинность лишь в 1508 г. когда при папе Юлии II. Полотно долгое время кипятят в масле и тем самым доказывают, что Лик на ткани действительно не написан красками.

В 1578 году Плащаница была приобретена весьма влиятельным европейским семейством герцогов Савойских и перенесена в Турин.

25 мая 1898 года при закрытии Парижской выставки итальянский адвокат Секундо Пия впервые сфотографировал Полотно и при обработке фотографии увидел, что на стеклянном негативе появился четкий Лик