Слово протоиерея Александра Шаргунова в среду Светлой седмицы …
Христос воскресе!
Воскресение Христово являет Церковь. Это благовестие, с которым Церковь, приняв благодать Святого Духа, обратится ко всему миру. Но как медленно восходит она к этому!
Прежде всего, ученикам Христовым надо осознать, что их Господь и Учитель возвратился к жизни. Это невозможно увидеть простыми глазами. Вначале никто из учеников не верил в возможность воскресения. У них даже мысли об этом не было. Но жены-мироносицы идут ко гробу с ароматами. Они говорят ученикам о том, что гроб пуст. Петр и Иоанн бегут ко гробу.
Постепенно сознание, что Христос воскрес, наполняет сердца апостолов. Некоторые из них уже сподобляются встретить Его. Радостная весть начинает распространяться и среди остальных. Он Живой! Каждому дано осознать это по-своему. У каждого свой путь, ведущий к неслыханному благовестию: Тот, Кого мы знали и видели умершим, вернулся к жизни.
Необходимо напомнить и то, что было с Фомой. На самом деле ничего исключительного по сравнению с другими апостолами. Другим тоже недоставало доказательств, чтобы уверовать. Так и Фома: «Если не увижу на руках Его язвы от гвоздей — не поверю». Ему дано было их увидеть, и он поверил. А Господь сказал: «Блаженны не видевшие и уверовавшие». Блаженны те, кто как Фома сподобляется сказать о Христе: «Господь мой и Бог мой!» Блаженны те, кто узнают Его присутствие рядом с ними не телесными глазами, а глазами веры.
Каждый из нас мог бы рассказать, как и когда родилась в нем несомненная уверенность, что Христос воскрес. Для одних это было совершенно естественно, почти незаметно, неуловимо, с самого детства. Для других это были потрясающие мгновения, о которых они не смогут никогда забыть. Для третьих после многих лет трепетной веры — охлаждение, и потом — новое, еще более яркое, чем прежде, обретение Христа Живого. У каждого — своя история. И каждый должен знать, что он призван засвидетельствовать свою веру всей жизнью.
После того как апостолы убедились, что Христос — снова Живой, они не сидели сложа руки. Они не просто вернулись к своим каждодневным заботам, как если бы ничего не произошло. Произошло событие, которое навсегда запечатлелось в них, решительно их преобразило. Они не могли хранить для себя то, что открылось им свыше. Они не могли молчать о новой жизни, к которой призвал их Господь. Вот почему книга Деяний Апостолов представляет их собранных вместе в Иерусалиме.
В этом драгоценное указание и для нас. Те, кто узнал, что Христос воскрес, не могут остаться каждый в своем углу. Они собираются вместе, они стоят единым фронтом, как сказали бы мы сегодня. Вера — это не индивидуальное дело. Она нуждается в том, чтобы разделить ее с другими. Она зовет к единению. Все вместе, всей Церковью мы веруем в Воскресение Христово. Те, кто думает, что можно жить верой, не соединяясь со своими братьями и сестрами по вере, сильно ошибаются. Вера вне общения постепенно угасает. Как только первые ученики осознают, что их Господь и Учитель воскрес, они собираются вместе, чтобы утешить друг друга в общей вере.
И скоро все увидели чудеса этой веры в воскресшего Христа. Книга Деяний сообщает, что они исцеляли бесноватых и больных, которых во множестве приводили к ним. Явившись Своим ученикам, Христос вверяет им это непостижимое служение: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». Исцелять, освобождать от греха и смерти, нести надежду потерявшим надежду людям — таково служение узнавших тайну Воскресения. Они должны продолжить то, что начал Христос. Принятие дара веры означает принятие этого служения. Думать, что можно верить во Христа и жить, прячась от всех как в бункере, — заблуждение. Вера — прежде всего дело сердца, а также ума. Но несомненно и дело участия со Христом в служении миру. Это поистине апостольское во все времена служение требует великой ответственности.
Очень скоро первые христиане поняли, как трудно воплощать в этом мире то, что совершил Христос: утешать истинным утешением, освобождать от рабства греху, соединять то, что, кажется, навеки разделено, нести надежду, где нет ничего, кроме отчаяния, свидетельствовать о жизни перед лицом смерти.
В Апокалипсисе — откровении близкого и далекого будущего — Господь обращается к семи Малоазийским Церквам (семь, число полноты, означает все существующие Церкви в мире). Эти Церкви встречаются с огромными трудностями и поражениями в благовестии Воскресения. Он призывает их к мужеству и к дерзновенному свидетельству, что ныне Христос пребывает в славе, что Он победил смерть и что Он «имеет ключи ада и смерти».
Пусть эти слова в нынешнем богоотступническом мире соединяют всех верных в благодарении Господу за дар веры в Воскресение, которым Он среди многих скорбей утешает нас.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России